wakatobi20seascape-thumb Вакатоби - одна из столиц "макро" дайвинга

Мы с Джулией – фанатики макро. Мы любим находить и фотографировать мельчайшие создания. У хорошая репутация как у «макро направления» и т.к. в списке наших пожеланий давно был и Бали, то мы решились и забукировали поездку сразу в оба места. Полёт от Амстердама до Бали (Индонезия) занял 12 часов, и на месте нас встретил персонал из – хотя мы прибыли на 5 часов раньше, чем по плану. Они помогли нам быстро пройти иммиграционный и таможенный контроль и проводили нас в наш отель.

Репутация Бали как туристического направления была подпорчена двумя террористическими вылазками и мы решили избежать прибрежных туристических зон и направились прямо в Убуд, культурный центр Бали. Мы остановились в прекрасном отеле Майя (Maya) – с видом на рисовые чеки и умиротворяющий пейзаж. В течении дня мы обследовали район, посещая местных художников, заезжая на рынки и любуясь видами. Балийцы по большей части индусы (остальная Индонезия – мусульмане) и их постоянное дружелюбие украшало наши перемещения. Как и большинство посещающих Убуд, мы не смогли отказать себе в покупке небольших предметов искусства, самым красивым из которых была картина подводного рифа.

После нескольких дней отдыха в этом замечательном месте, мы вернулись в аэропорт, где персонал проводил нас в персональный самолёт, который доставил нас к месту назначения. – это остров, расположенный возле побережья Южного Сулавеси, и полёт занял около двух часов. На частной взлётной полосе (похоже, единственной в Индонезии) нас приветствовал местный персонал дайвцентра и мы погрузились в маленький автобус, на котором, а потом на лодке, нас доставили на Нас приветствовали речью, а затем мы прошли в наше бунгало и обнаружили, что багаж уже на месте. Все бунгало (как показано на фото) имеют частные балконы. Небольшие ванночки для ног, внутри душ, туалет, кровать, стол, шкаф и даже Интернет. Это определённо роскошное место.

Мы прибыли поздновато – из за необычно сильного отлива, который не позволил лодкам войти в гавань. Нам пришлось немного пройти по обнажённому рифу, чтобы попась в лодки. Как только мы прибыли разложили наши вещи, нас пригласили присоединиться к команде дайвцентра для чекдайва. Этот дайв делался прямо на домашнем рифе в месте, которое называется Галли 2 (Gully 2) Дайвмастер убедился, что мы не нуждаемся в помощи и немного обследовали риф, найдя крабов, креветок и т.д. Дайв продолжался только 20 минут – наступала темнота.

После прекрасного ужина (шведский стол) мы пошли проведать наше фото снаряжение, которое персонал положил в специальную комнату. Комната не разочаровала нас – она была очень просторная, с кондиционером (ничто никогда не запотевало), много точек зарядки, снаружи ванна для опреснения и т.д. Отель явно строился в расчете на фотографов. И мы уже знали, что нам здесь понравится!

организован с 3-х лодок. Отель рассчитан на 40 человек и каждая лодка может взять на борт 10-20 человек, в зависимости от загрузки отеля. В начале поездки вас прикрепляют к одной из лодок, и вы на ней и будете нырять до конца поездки. Здесь вполне достаточно места для посадки дайверов, для установки оборудования и большой стол для фотооборудования, достаточный для полдюжины камер. Мне особенно понравились некоторые приятные мелочи, типа сеток на потолке для вашей мокрой одежды. Это именно уровень комфорта в деталях делает место прекрасным. Боты покидают курорт и возвращаются на него после каждого дайва, кроме нескольких удалённых сайтов (удалённых – тут это означает минут 45 хода). На каждой лодке 3 дайвмастера, которые обслуживают по 6-8 дайверов, но если вы поймёте, что можете обходиться без их помощи, они предоставят вам полную свободу действий. Делается 2 утренних погружения – в 8 и в 11 – и одно полуденное в 2 часа.

После короткого утреннего брифинга в отеле мы отправились на первый день дайвинга. Первые погружения были сделаны таких сайтах, как Сад Развлечений, Дуния Бару и Галактика (Fan Garden, Dunia Baru and Galaxy). Это были погружения с бота – и потом около 17-00 мы сделали дайв с домашнего рифа. На он не менее прекрасен, чем любой другой риф, и он очень популярен. На очень строги правила охраны рифа и его обитателей, и это себя оправдывает. Хотя это частично наиграно, т.к. дайвмастера обычно радостно вытаскивают любого обитателя из его убежища, чтобы менее опытные дайверы смогли разглядеть его. Это вопрос баланса, что на очевидно, нашли, судя по состоянию их рифов.

Теперь мы поняли, что лучше делать 2 утренних дайва с лодки, и потом 2 дайва на домашних рифах. Домашние рифы удивительны, и нам понравилось возвращаться на них каждый день. Мы прожили по такому расписанию несколько дней, только изредка делали всего один дайв на домашнем рифе – но тогда мы его делали реально долгим – более 2-х часов. Домашний риф состоит из нескольких районов – районы с морской травой на отмелях, районы свалок и районы с отличными рифовыми стенками. У каждого района свои достоинства.

Морская трава – особенно интересное место для наблюдения за интересными обитателями. Мы нашли отличных голожаберников, труборыла – призрака (ghost pipefish), морских змей, мимических змеевидных угрей, Пегасов (Pegasus fish) и список продолжался и продолжался. Свалки особенно интересны морскими бычками (blennies), морскими дракончиками, осьминогами и т.д. Рифовые стенки были настолько богаты жизнью, что лучше не начинать перечислять их обитателей – от резидентной рыбы – лягушки (frogfish) до морских коньков – пигмеев и всех сортов креветок и крабов и т.д. и т.п.

На второй день погружений мы впервые в жизни увидели белого морского конька-пигмея, также известного как Hippocampus Colemani, на сайте под названием Trail Blazer и на следующем дайве на Cornucopia мы вновь увидели такого конька. Это было поразительно – их встречают здесь вовсе не часто. Этой ночью мы сделали ночной дайв на Дуния – фактически, это продолжение домашнего рифа.

В последующие дни мы испробовали различные вариации сайтов, сайт Лоренцо (Lorenzo), Город Столовых Кораллов - Table Coral City, Лезвие - Blade, Стена Платаксов - Batfish Wall, Карманы - Pockets. На последнем сайте нас вновь ждала первая встреча – на это раз с мальком Фрогфиш (frogfish). Он был совсем крошечный – меньше ноготка, но уже умел по-взрослому открывать пасть в зевке – и Юлия смогла это сфотографировать. Во время нашего пребывания на мы смогли узнать места обитания многих интересных объектов. Поиск этих крошечных существ – захватывающее занятие, и я описал его в статье, опубликованной в Журнале Подводной Фотографии - Underwater Photography Magazine, номер 27. Найти собственные макро объекты – это делает поездку намного более впечатляющей, и это заставляет вновь отправляться на домашний риф за спрятанными сокровищами!

На сайте под названием Starship дайвмастер, осознавший наши макро предпочтения, хотел показать нам ксено краба (xeno crab). Нас предупредили – это будет глубоко. Как оказалось, это было очень глубоко. На первых ветках хлыстообразного коралла было пусто, и они постепенно опускались, пока не всретили желаемый объект на ветке на 48 метрах. Я не мог пойти за ними, т.к. был на нитроксе, Джулия ныряла на воздухе – и она спустилась к ним. Это был её самый глубокий дайв. Судя по качеству снимков, азотный наркоз не успел сильно подействовать на неё.

Джулия – терпеливый дайвер. На следующем погружении она нашла рыбу-челюсть (jaw fish) с кладкой яиц. Она опустилась рядом с ней – и провела тут весь дайв, но как-то ни одного хорошего кадра так и не получилось. Вы не всегда выигрываете джэкпот. Я нашёл рыбу-камень, наполовину погружённую в песок. Blue%20ribbon%20eel Вакатоби - одна из столиц "макро" дайвингаМы нашли несколько рыб-камень за эту поездку, так что на их немало. После этого дайва были такие сайты, как Pinkies and Waiti Teluk, где у нас была ещё одна первая встреча – коричневый морской конёк – пигмей. Так что теперь мы видели 4 вида коньков - пигмеев на Два остальных - denise и bargibanti водятся здесь настолько в изобилии, что после нескольких дней мы к ним привыкли. На домашнем рифе однажды на одном коралле-веере мы нашли 15 штук коньков-пигмеев вида denise. И это совсем немало – тем более, что мы тогда их и не искали! Персонал дайвцентра просил нас никому не говорить об этой находке. Близость расположения этого места подвергала его опасности – здесь был реально трафик дайверов, и не все были достаточно осторожны. К этому моменту, на третий денб, мы уже встретили несколько не виданных нами ранее объектов – и одно это уже делало поездку успешной – а всё только начиналось!

В чудесный персонал. С мельчайшим исключением, все они – удивительно приятные люди. Так как большинство из них были нашего возраста, мы отлично общались, тем более что мы могли заниматься поиском интересных объектов сами. На одном из дайвов мы нашли голожаберника, которого мы не могли найти ни в одной книге, и раньше мы его никогда не встречали. Так как на есть Интернет, мы смогли написать некоторым экспертам, и после нескольких дней пришёл ответ. Это (к сожалению) не был неизвестный науке вид, но он до сих пор не имел названия и его наблюдали всего несколько раз. Все были в восторге – нечасто случается, что гости находят настолько редких существ.

Ожидая слова от мира знатоков голожаберников, мы нашли другое существо, не виданное ранее никем из гидов. Это была маленькая креветка, прячущаяся на мягком коралле, полностью сливаясь ним. Фото не полностью передаёт степень его слияния с фоном, так как вспышка высвечивает цвета, неразличимые в обычных условиях. Этой креветки тоже не было ни в одной книге, и мы до сих пор не знаем – известен ли науке этот экземпляр. Однажды уже в конце нашей поездки один из гидов нырял с Джулией даже в своё свободное время – потому что Джулия нашла не виданного ими ранее голожаберника и они не могли в это поверить. Джулия быстро нашла его вновь и гид фотографировал голожаберника более часа! Он любил голожаберников и у него была обширная коллекция их фотографий, но этого экземпляра пока в ней не было. На самом деле так было несколько раз – что они сначала не верили нам, когда мы рассказывали о каких-то крутых находках. Однажды мы нашли Фрогфиш, которую они не видели – не резидентную – так они не верили, пока мы не показали им фото. Просто им было непривычно, что гости могут найти что-то сами.

Все такие находки создавали приятную атмосферу – гиды стали действительно очень тепло относиться к нам. Они показывали нам белых и коричневых морских коньков-пигмеев (я сам смог найти белого), и они выискивали для нас интересные объекты для фото. Некоторые из гостей тоже пытались подключиться к нашей компании. Одному из них было особенно тяжко – он был на боте с большой Американской семьёй, и они совсем не общались с ним. Когда мы взяли его на домашний риф и показали ему тонны интересных созданий – он вылезал из воды с радостным криком! Мы любим помогать людям, и я часто показываю объекты людям под водой. Что бывает, то бывает – я очень не люблю, когда люди пытаются спрятать что-то от вас – к сожалению, такое бывает очень часто.

Когда наша поездка завершалась, прибыла новая группа гостей. Конечно, нам разрешили нырять в дни трансфера, и мы использовали это время для дополнительного изучения домашнего рифа. Я решил сделать несколько широкоугольных снимков свалки вокруг причала, где можно найти много анемонов, скорпен, стаи рыбьей мелочи, и другие отличные возможности для широкого угла.

Когда мы выщли из воды, мы встретили новую группу. Знакомство с ними занало несколько дней. Так как среди гостей много дайверов, нужно время, чтобы повстречаться со всеми. То, как люди приписываются к ботам, означает, что люди часто общаются только с гостями со своего бота – или совсем ни с кем не общаются. На второй смене здесь были 2 такие группы – и хотя мы говорили «привет», группы практически не перемешивались. Даже дайвмастера сами обычно держались в своём уголке, когда обедали и ужинали.

Описывать вторую смену нет необходимости. Всё было похоже, и мы опять находили замечательных обитателей рифов. Мы видели рыбок-мандаринок, занимающихся любовью, множество разноцветных голожаберников, крабов, живущих на мягких кораллах, криноидных креветок, испанских танцоров с резидентными креветками, и всё, что вы можете ожидать от высококлассного макро направления.

Мы полюбили Это макро рай, и если вам нравится процесс поиска мелочи под водой, вы обнаружите здесь настоящие сокровища. Если вы не искатель, то гиды постоянно находят что-то интересное – и у вас всегда будет, что пофотографировать.

Бунгало очень просторные, хорошо спроектированные и удобные, отличный ресторан, с прекрасным питанием, фото комната – из лучших, виденных мною, персонал отличный. Только учтите, что – это место макро! Вы не увидите много рыбьих стай, здесь нет акул, китов, дельфинов. Но если вы – любитель макро, то – это ваше место. Мы обязательно сюда вернёмся.