Краткая хронология развития водолазного дела.
885 г до н.э. К этому году относится находка древне -ассирийского барельефа из Нимруда с изображением воинов использующих для дыхания бурдюк с воздухом.

500 г до н.э. Подвиг Сцилиуса, одного из первых в истории боевых пловцов. Как рассказывает эту историю Геродот: грек Сцилиус был взят в плен и отдан в рабство гребцом на галеры персидского царя Ксеркса 1. Однажды накануне нападения персидской эскадры на греческий флот вооруженный ножом Сцилиус бросился в море. Выпрыгнув за борт. Его сочли утонувшими искать не стали. Он же спрятался под водой. Использовав для дыхания трубку, приготовленную из стебля тростника и благополучно дождался ночи. Под покровом темноты он прокрался среди неприятельских судов и перерезал якорные канаты, нарушив строй флотилии и посеяв панику в стане врага. Потом он проплыл морем 9 миль (15 километров) пока не встретил греческие корабли у мыса Артемизий.

330 г. до н. э. Первые попытки практического использования прообраза простейшего водолазного колокола. Он представлял собой перевернутую бочку, которую опускали под воду. Поскольку обновления воздуха. используемого для дыхания не предполагалось время пребывания под водой оставалось ограниченным. Речь идет о спуске Александра Македонского.

35 г. до н. э. Плутарх описал, как император Антоний желая удивить Клеопатру своим мастерством в рыбной ловле, поручил одному из своих ныряльщиков спрятаться под водой и насаживать рыбу на крючок. Однако ныряльщик Клеопатры опередив слугу Антония насадил на крючок соленую рыбу и обман раскрылся.

77 г. Римский писатель и ученый Плиний Старший описал так называемых ихтиофагов. Первобытных людей, живших на берегах Персидского залива, Красного моря и на западном побережье Африки. В пищу они употребляли исключительно продукты моря. Для чего были вынуждены в совершенстве владеть техникой свободного ныряния.

375 г. Флавий Вегеций Ренат пишет книгу «О правuлах военных.» предназначенную для обучения римских когорт. Он приводит описание водолазного прибора, выполненного в виде кожанного шлема с трубкой. Шлем плотно охватывает голову человека и имеет прорези для глаз, закрытые прозрачным материалом. Дыхательная трубка от шлема выходит на поверхность воды и поддерживается плавающим надутым мешком. Глyбина погру- жжения в таком аппарате не могла превышать полутора метров.

1191 г. При осаде английским королем Ричардом Львиное Сердце города Акра турецкие водолазы выполняя роль почтальонов обеспечивали связь осажденных с внешним миром.

1240 г. Известный философ Роджерс Бэкон упоминает «Об аппapaтax посредством которых человек может безопасно для своей жизни продвигаться по дну моря или реки.».

1450 г. Итальянский математик Джакома Марианна Такола описал способ пребывания водолаза под водой с воздушным мешком.

1500 г. Приблизительно в это время Леонардо да Винчи приводит в рукописях чертежи и описания водолазных аппаратов которые, как он выяснил из разговоров с путешественниками использовались в Индии. Он зарисовал плавательные пояса и перчатки-ласты, обувь для хождения по воде, водолазные одежды и шлем. Ж.Б. Бентури, профессор физики в Моденне, сделавший в 1797 г. во французском Национальном институте науки и искусства доклад о физико-математических чертежах Леонардо да Винчи, так описывает водолазный шлем: «Этот инструмент употребляли в Индийском море для ловли перлов. Его делают из меди с обручами, которые защищают от давления воды. Один из людей ожидает на берегу, в то время как другой, вооруженный этим инструментом, ловит жемчуг и кораллы. Он имеет стеклянные очки, каска снабжена большими шипами для того, чтобы защищать его от больших рыб…».

1524 г. Описана так называемая дыхательная трубка Балло.

1530г. Научное описание Гyльельмо де Лореном первого водолазного колокола — устройства, специально предназначенного для обеспечения погружений человека под воду. Колокол был с иллюминатором, подвешивался на канате и помещался на плечах водолаза. По некоторым данным в таком колоколе на озере Реми вблизи Рима водолаз пробыл под водой в течение часа.

1538 г. Спуск под воду в колоколе на реке Тахо в г. Толедо в Испании. Это первое использование водолазного колокола на практике, подтвержденное документально.

1592 г. Итальянец Лорини в сочинении «Della fortificatioпe», изданном в Венеции, упоминает, что со времен Леонардо да Винчи итальянские ныряльщики используют водолазные костюмы.

1615 г.. Франц Кесслер из Вецлара опубликовал в г. Оппенгейме книгу «Различные тайные искусства…», где дал описание автономного водолазного колокола с иллюминатором. Основу колокола составлял деревянный каркас с ремнями, который удерживал конструкцию на человеке. Весь аппарат представлял собой нечто среднее между водолазным скафандром и колоколом в современном понимании. Кроме того, в книге приведены описания плавательного пояса и своеобразных ласт.

1642 г. Итальянец Торичелли измерил атмосферное давление, величина которого составила 760 мм рт. ст.

1650 г. Фон Герике создал машину для перекачки газов, так называемую воздушную помпу. С этого времени появилась техническая возможность экспериментально повышать и понижать давление в сосудах. Изобретением возпользовался Роберт Бойль для наблюдения за животными в условиях компрессии и декомпрессии.

1660 г. Английский физик Роберт Бойль в книге «Новые физико- механические опыты, касающиеся упругости воздуха, и их результаты» формулирует свой знаменитый газовый закон. Этот закон лежит в основе многих современных объяснений водолазной физиологии.

1667 г. Роберт Бойль, автор одноименного физического закона, обнаружил пузырек свободного газа в глазу змеи.Которую предварительно подверг воздействию повышенного давления воздуха (компрессия и последующая декомпрессиия).

1677г. Испанец Кодакс строит своеобразный водолазный комплекс, включающий как собственно водолазное снаряжение, таки средства обеспечения спусков.

1680–1682 г. Священник Джовани Альфонс Борелли придумал нагнетать воздух в водолазный колокол с поверхности мехами, а также предложил первую систему регенерации воздуха. Построил автономный колокол-шлем с системой регенерации. Эти идеи он повторил в конструкции автономного дыхательного при бора с резервуаром для воздуха, системой его сжатия, прибором для регенерации и водолазным костюмом с ножными ластами.

1685–1702 г. Серия работ Иоганна Христофора Штурма. профессора Альтдорфского университета, сделавшего переводы законов Архимеда. в которых приводятся описания водолазного колокола «Satrapa urinatoria».

1689 г. Дени Папен, французский физик, член Королевского общества, как и Борелли предложил снабжать водолазный колокол воздухом, нагнетаемым с поверхности при помощи кузнечных мехов. Создал проект особого полностью герметичного подводного снаряда, представляющего по своей сути первую подводную лодку. Кроме того, Папена считают автором обыкновенной кухонной скороварки — герметизированной кастрюли для приготовления пищи под повышенным давлением. Схемы подводного снаряда и скороварки, составленные ученым, настолько похожи, что историки до сих пор не могут определить, что же изображено на сохранившейся гравюре.

1690 г. Эдмунд Галлей, чьим именем названа всем известная комета, запатентовал устройство водолазного колокола, связанного трубкой с особой емкостью для пополнения запасов воздуха. Водолаз мог покидать убежище, одев на голову своеобразный шлем, соединенный с колоколом шлангом. Колокол имел объем 1,7 куб.м., выполнялся из дерева, обшитого оловом или свинцом, в верхней его части для освещения предусматривалось стеклянное окно. Колокол с водолазом и сосуды с дополнительным воздухом для дыхания погружали под воду при помощи специальных грузов. С использованием описанного устройства зафиксированы спуски на глубину около 18 м продолжительностью до 90 минут.

1715 г. Англичанин Джон Летбридж построил так называемый «водолазный движитель». Устройство представляло составленный из дубовых досок цилиндр длиной около 180 см и диаметром 76 см, снабженный иллюминатором. Внутри размещался пилот, выставив в воду руки через отверстия в передней части аппарата. Герметизирующими сальниками служили кожаные манжеты, смазанные воловьим жиром. Изначально аппарат не имел приспособлений для подачи воздуха с поверхности, а затем был дополнен воздушными мехами и гибкой трубкой, по которой подавался сжатый воздух. Конструктор работал в своем аппарате в течение 34 минут на глубине 20 метров.

1719 г. Ефим Никонов, крестьянин подмосковного села Покровское-Рубцово, работавший плотником на казенной верфи, построил автономный колокол-скафандр, состоявший из «...юхотных кож камзола со штанами, да на голову по обшитому или по обивному деревянному бочонку, на котором сделать против глаз окошки и убить свинцом скважины…». Он подал на имя государя «челобитное письмо о разрешении построить так называемое потайное судно». Просьба была удовлетворена и на постройку подводной лодки «Монрель» выделили деньги. В 1724 г. лодка при испытаниях в Неве затонула вместе с экипажем состоялась первая в истории операция по спасению экипажа аварийной подводной лодки. Судно вытащили на берег при личном участии Петра 1. После смерти Петра 1 кредиты на доработку изобретения урезали, работу завершить не удалось. Никонова разжаловали в рядовые «адмиралтейские работники» и сослали в отдаленный Астраханский порт, где он и умер.

1728 г. Мартин Тревальд построил колокол с системой регенерации воздуха.

1763 г. В Санкт-Петербурге выпущены первые российские правила водолазной службы: «Известия о порядках. кои соблюдать должно при водолазании и вытаскивании товаров изводы».

1771 г. Форфе построил скафандр, вентилируемый самим водолазом. На грудь и спину водолазу надевались меха, соединенные между собой пружинами. К мехам с поверхности подходили шланги вдоха и выдоха. От мехов к большому пальцу правой ноги шла веревка. Чтобы привести меха в действие. необходимо было сгибать и разгибать ногу.

1772 г. Сёра Фреминей построил двушланговый жесткий скафандр, имевший емкость с воздухом, в которой располагались воздуходувные меха для обеспечения циркуляции газа. Емкость применялась и для очистки воздуха. Использовав предложенную конструкцию. Фреминей в 1774 г. погрузился под воду на 15 м и оставался на глубине в течение часа. В этом же году была сформулирована концепция о сложном составе атмосферного воздуха. Французский исследователь Антуан Лавуазье назвал химически инертный газ, открытый Даниелем Резерфордом, азотом.

1774 г. Эразм Дарвин, дед Чарльза Дарвина, наблюдал и описал пузырьки газа в крови овец, подвергшихся действию перепадов давления.

1776 г. В этом году официально зарегистрирована первая боевая атака подводной лодки. Американская «Черепаха» в порту Нью- Йорка повредила надводный корабль «Орел».

1788 г. Американец Джон Смитон, строитель третьего Эддистоунского маяка, усовершенствовал водолазный колокол, приспособив для нагнетания свежего воздуха газовую помпу и оснастив аппарат возвратным клапаном, который предотвращал стравливание дыхательной смеси из колокола при остановке насоса. В следующем году состоялись первые погружения «подводной клетки» Смитона, оснащенной помпой. В 1790 году водолазный колокол Смитона уже использовали в ходе спасательных работ в английском порту Рамсгейт, а в течение следующих 10 лет это устройство приобрели все крупные порты мира.

1798 г. Немец Клингерт изобрел вентилируемый скафандр и особую «водолазную машину». Металлический корпус скафандра состоял из двух половинок. соединенных кожанной манжетой на уровне пояса. Скафандр связывался с поверхностью двумя шлангами, по одному воздух подавался для дыхания, по другому — отводился назад. Впервые испытания прошли на реке Одер. Глубина погружения составляла около 23 м. «Водолазная машина» напоминала шланговый аппарат Галлея — вода сжимает в резервуаре воздух, и тот под давлением, равным давлению окружающей среды. поступает по шлангу для дыхания.

1802г. Английский изобретатель Вильям Фордер предложил водолазный костюм. состоявший из медного корпуса. закрывавшего голову и верхнюю часть тела, причем левая и правая половины корпуса скреплялись болтами. Имелись два иллюминатора для глаз. К корпусу прикреплялся кожаный костюм с рукавами и штанами. Снабжение воздухом осуществлялось мехами с поверхности, откуда воздух по кожаной трубке входил в корпус на уровне шеи, а выходил через трубку на правой стороне на уровне груди водолаза. На верхнем конце выводной трубки устанавливался регулируемый клапан. К сожалению, мехи на поверхности не могли обеспечить необходимого давления. С такой задачей могла справиться только воздушная помпа.

1808 г. Фредерик Дрейберг построил водолазный аппарат «Тритон», которому было дано название автономного. Основу составляли воздуходувные меха, размещенные в ранце на спине, обеспечивавшие водолаза сжатым воздухом, который поступал с поверхности. В чем-то устройство было аналогично скафандру Форфе. Меха приводились в действие рычагом, который закреплялся на голове хомутом в виде короны. Чтобы водолаз мог нормально дышать, он должен был постоянно совершать кивательные движения. Был предусмотрен особый фонарь со свечой, который сигнализировал о необходимости подкачать воздух в систему, если свеча начинала угасать.

1819 г. Проживавший в Англии немец Август Зибе создал свой первый вентилируемый скафандр. Скафандр состоял из медного шлема с тремя иллюминаторами, прикрепленного к кожаной рубахе с рукавами. Воздух в скафандр подавался по шлангу.

18З9г. Комплекты снаряжения Зибе широко используются при подъеме британского 108-пушечного фрегата «Великий Князь Георг», затонувшего в 1783 году на глубине 20 м на якорной стоянке близ Спитхеда. В итоге так называемое модифицированное водолазное снаряжение Зибе было принято на снабжение британского Королевского флота. Данная судоподъемная операция примечательна еще несколькими моментами. Во-первых. подробным описанием специфических, профессиональных заболеваний водолазов. В процессе работ, продолжавшихся до 1843 года, отмечены частые эпизоды страдания водолазов «ревматизмом» и «простудой». Несомненно это были случаи еще не известной тогда декомпрессионной болезни; а у рядового_Джона Уильямса зарегистрирован случай обжима. Во-вторых, по ходу спусков впервые были испробованы в действии важнейшие правила безопасности водолазных работ, например правило работы в паре. Тогда же капралом Джонсом был отработан прием свободного всплытия. В этом же году французский инженер М. Триже изобрел кессон.

1857 г. П. Хоппе-Сейлер получил первое четкое доказательство смерти животных после декомпрессии вследствие появления газовых пузырьков в крови.

1861 г. Бюккуа сформулировал первое объяснение декомпрессионных расстройств. В этом же году американец Дж. Гpин опубликовал сведения о сонливости, галлюцинациях и нарушениях здравомыслия у водолазов на глубине 160 футов т.е. 48 м. Это одно из первых научных описаний феномена азотного наркоза.

1865 г. Французы Бенуа Рукейроль, горный инженер и Август Данейруз. лейтенант военно-морского флота. получили патент на конструкцию особого аппарата для дыхания под водой. Он представлял собой медную емкость, наполненную сжатым воздухом (с давлением около17–24 кгс/см2 или 250–350 фунтов на квадратный дюйм) и соединенную через особый блок клапанов с дыхательным гуськом, который водолаз брал в рот. Нос. рот и глаза водолаза закрывала специальная маска. Воздушный баллон привязывался к спине ныряльщика. Специально устроенный клапан при помощи мембраны, воспринимавшей внешнее давление воды. обеспечивал подачу воздуха из емкости только на вдохе. При прекращении вдоха клапан автоматически закрывался. Это был первый в мире легочный или дыхательный автомат. Фактически конструкция представляла собой аппарат с открытой схемой дыхания с одноступенчатым дыхательным автоматом, подобным современным одноступенчатым регуляторам «Мистраль» и «Украина». Воздух в баллоне постоянно пополнялся по специальному шлангу, связывавшему водолаза с помпой на поверхности, однако на короткое время шланг можно было отсоединить, чтобы провести под водой несколько минут в автономном режиме. Это очень напоминает современные шланговые аппараты открытого цикла дыхания. Снаряжение в течение ряда лет использовалось в водолазной практике военно-морского флота Франции и других стран.

1876 г. Генри А. Флёсс, офицер английского торгового флота, разработал первый действующий образец автономного водолазного снаряжения, в котором использовался несжатый воздух, а кислород. В конструкции, послужившей прототипом всех последующих аппаратов с замкнутой схемой дыхания, для поглощения диоксида углерода применялись куски разволокненного каната, вымоченного в каустической соде. Это позволяло повторно использовать газ, выдыхаемый водолазом, то есть снова подавать его для дыхания. Глyбина погружения в этом снаряжении была ограничена (чистый кислород ядовит на глубинах более 20–25 м, правда в то время это было еще не известно), зато длительность пребывания под водой достигала З часов. Лицо водолаза закрывала маска, от которой к мягкому дыхательному мешку шли две трубки. Мешок соединялся с медным баллоном, наполненным сжатым кислородом и коробкой с поглотителем углекислого газа. Автоматического регулятора не было, кислород постоянно выходил из баллона в мешок, а его подача регулировалась ручным клапаном. Водолаз вдыхал из мешка кислород, выдыхаемый газ поступал в коробку с поглотителем, а оттуда в мешок и смешивался с новой порцией кислорода.

1878 г. Француз Поль Бэр опубликовал итоги своих физиологических наблюдений в 1000-страничной книге «Барометрическое давление». Обнаружив истинную причину кессонной болезни, связанной с формированием пузырьков азота, он предложил способ ее предупреждения в виде постепенного снижения давления или использования барокамеры на поверхности после подъема, из расчета 20 мин декомпрессии на каждую атмосферу дополнительного давления. Кроме того, он показал, что симптомы заболевания исчезают при повторном повышении давления, т.е. при рекомпрессии заболевшего, и провел параллели между опытами Бойля, наблюдавшего в ХVП веке декомпрессионные расстройства у змеи, и симптомами кессонной болезни, обнаруженной у строительных рабочих в XIX веке. Боль Бэр установил смертельную ядовитость кислорода при давлении 2 бара.

1880г. Снаряжение Флёсса испытано известнейшим английским водолазом Александром Ламбертом в экстремальных условиях. Ламберт спустился в затопленный туннель на глубину 18м, прошел около 300 м по длине тоннеля и закрыл крышку сливного люка.

1882 г. По указу императора Александра III в Кронштадтской Водолазной школе 5 мая началась подготовка «опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ…». В этом же году французы-марсельцы, братья Карманьо, разработали стальной жесткий скафандр с вращающимися сочленениями. Скафандр состоял из шарообразных секций, сегменты которых скользили один в другом. Водонепроницаемость обеспечивалась сальниковыми прокладками из ткани. Кроме того, в XIX веке было невозможно создать высокопрочное стекло достаточно большого размера, чтобы использовать его для иллюминатора. Изобретатели снабдили верхнюю часть скафандра более чем 20 небольшими окошечками, обеспечив достаточный обзор. Образец снаряжения хранится во французском Национальном морском музее в Париже.

1894 г. В документах Кронштадтской водолазной школы ука зано, что курсанты, отрабатывая практические задачи, погружались на глубины до 55 м, один из них, А.И. Коротковский, первым в мире достиг глубины 61 м.

 Источник http://www.akvalang.net

Похожие материалы: