Впервые, о дайвинге в Норвегии я прочитал в журнале Barakuda-96. Я отправил факс в центр города Lillesand, не выбирая, просто первое, что попало под руку. У меня завязалась оживленная переписка, парни из этого центра помогли мне заказать кемпинг и получить визу (подробности получения опишу ниже). Я решил ехать следующим маршрутом: С.Петербург - Хельсинки (на машине) - Хельсинки - Стокгольм (на пароме) - Стокгольм - Осло - Лилесанд (на машине).

Где жить?

Как я уже писал заказать кемпинг или отель можно через центр,предоплаты никто не требует, достаточно обменяться факсами. На мой взгляд, лучше жить в кемпинге. Кемпинг это несколько домиков, прямо на берегу моря. Существуют дома на 4, 5 и 6 человек, ( можно разумеется на 2-ух снять любой, только плати). Мы жили в коттедже с 2-мя спальнями. В каждом доме имеется также гостиная, кухня, туалет и ванная. В гостиной цветной телевизор и одна стена полностью стеклянная, так что вы можете наслаждаться прекрасным морским видом. На кухне холодильник и любая посуда. Горячая и холодная вода круглосуточно. У каждого дома есть веранда и на ней мангал для шашлыка или барбекю.

Кемпинги находятся в 15-20 минутах ходьбы (2-3 минуты на машине) от Лилесанда и поэтому можно покупать в магазинах продукты и готовить самому, или ходить там в многочисленные кафе и рестораны. Стоит такой домик 3000 NOK (норвежские кроны) за неделю.

Получение визы.

Визу в норвежском консульстве в Питере я получил за 1 неделю (кстати, абсолютно бесплатно). Нужно заполнить анкету и попросить в кемпинге, где вы заказали коттедж, направить факс с подтверждением заказа в консульство.

После получения Норвежской визы, нужно получить транзитные: финскую и шведскую визы. Шведская виза получается за один день, заполняешь анкету пишешь, что следуешь в Норвегию и на следующий день получаешь паспорт с визой. Фины тянут неделю, процедура и результат тот же. В шведском и финском консульстве при выдаче берут консульский сбор.

Паром Хельсинки - Стокгольм.

Из Хельсинки в Стокгольм ходят ежедневно паромы двух компаний Viking Line и Silja Line. Паромы похожи как близнецы, и это не только внешнее сходство, внутри тоже все одинаково. Выходят из Хельсинки вечером около 19 часов и утром около 9 часов прибывают в Стокгольм.

Паром - это особое впечатление о поездке. 12-ти этажная громада, где первые 2 палубы заняты машинами от легковых авто до автобусов и фургонов. На 12 этаже солярий, бассейн и сауны, девять этажей кают для пассажиров от 4-х местных (как купе в поезде) до 2-х комнатных люксов. Стоит это удовольствие 140FM (финских марок) для машины и 250 FM на одного человека в 4-ех местное купе, в 2-ух местном 390 FM. На пароме есть несколько магазинов, ресторанов, казино, дискотека.

На паром заезжаешь на машине и потом поднимаешься в каюту. Развлечений, как я уже написал, столько, что время пролетает незаметно. Билеты можно приобрести в Хельсинки на морском вокзале перед отплытием. Найти морской вокзал в Хельсинки очень легко, нужно только внимательно смотреть на указатели при въезде в город и даже в первый раз это не сложно.

Подготовка машины.

Обязательно нужна страховка на машину, вот пожалуй и все особые требования. Иногда фины на таможне придираются к стеклам тонированным пленкой.

Да, нужно не забывать, что на территории Скандинавии ближний свет должен на машине гореть при движении всегда, даже днем.

В путь.

Подготовка закончена, теперь в путь. Из Питера до Хельсинки нужно ехать по трассе E18 (российское обозначение М10). Расстояние чуть больше 400 км. Первое интересное место на трассе - это г.Выборг, очень красивая старая часть города, где стоит один из самых древних в Европе рыцарских замков.

На границе с Финляндией в районе Выборга существует два перехода в Торфяновке (Vaalimaa) и в Брусничном (Nuijamaa), но если ехать в Хельсинки то лучше после Выборга по Е18 ехать в Торфяновку (40 км). Формальности на границе занимают около часа, и вот мы уже в Финляндии. Если из Питера до границы дорога хорошая, то после границы просто очень хорошая, и удивительно красивая природа вокруг.
Весь путь до Хельсинки занимает около 5 часов.

В Хельсинки посадка на паром начинается за 2-3 часа до отправления, рекомендую приехать пораньше и погулять по городу. Хельсинки небольшой, но очень ухоженный и красивый город с множеством музеев. На границе у финов лежат для туристов бесплатные путеводители на русском языке (в крайнем случае на английском).

При отплытии парома вы имеете возможность насладиться удивительными видами старинных фортов, расположенных на островах рядом с портом, далее путь на пароме проходит в сплошном угаре и метании между ресторанами, дискотекой и казино, главное, утром заставить себя донести свою голову до машины. Для тех, кто страдает морской болезнью, скажу, что паром настолько огромный, качка отсутствует абсолютно.

В 9 утра паром пребывает в Стокгольм. Паспорта ни кто не проверяет, никаких формальностей, сразу в дорогу. В Стокгольме огромное количество указателей, так что нужно только запеленговать E18 и вперед, не заблудитесь гарантированно, я, правда, зевнул один поворот, и пришлось возвращаться.

От Стокгольма до Осло ~ 600 км. Дорога отличная, очень живописная, много заправок и кафе. На границе Швеции и Норвегии также нет паспортного контроля. Я понял, что мы уже в Норвегии, только потому, что разделительная полоса из белой стала желтой, больше ничего не изменилось.

Осло можно также очень легко проскочить по указателям и далее ехать все по той же Е18. После Осло дорога идет вдоль берега моря, качество дороги не меняется, но она становиться очень извилистой и средняя скорость движения несколько падает. От Осло до Лилесанда ~300 км, дорога очень красивая - морские виды, фьорды, горы и скалы спускающиеся в море. Выехав в 9 утра из Стокгольма, в 8 часов вечера мы были в Лилесанде, при этом я один вел машину, и мы неоднократно останавливались выпить кофе и перекусить.


Организация дайвинга поразила меня индивидуальным подходом, было чувство, что я единственный клиент. Можно совершать одно или два погружения в день.

Все обстоит следующим образом. Вы говорите свои пожелания, например что вам интересно посмотреть затонувший корабль или еще что-нибудь. В назначенный час, прямо к причалу кемпинга подходит небольшой бот с инструктором, грузим оборудование и вперед. По ходу дела, можно вносить корректировки в план. Если вам понравится какой-нибудь остров, мимо которого вы проплываете, то инструктор возражать не будет, и поныряете там. На обед привозят опять в кемпинг, все места для дайвинга очень близко.

Под водой суровая красота Северного моря, гигантские ламинарии, здоровые крабы, ежи, очень много морских звезд. Медузы с очень жгучими нитями. У островов под водой скалы образуют множество отвесных стен с различными гротами. Стены гротов усеяны звездами и ежами. Есть затонувшие корабли. Прозрачность воды зависит от места, но 15-20м практически везде.

Вода ~17 С на поверхности, я нырял в сухом костюме (можно взять в центре) и несколько раз в своем полусухом 7мм. Стоит это все 170 NOK за одного человека в день. Лучшее время года для дайвинга апрель-октябрь. Я нырял в июне.

Чем заняться еще ?

Можно арендовать катер или яхту и походить по окрестным островам. Отличная рыбалка. Вечерами в городе кипит жизнь, есть ночные клубы и дискотеки. По субботам большая ярмарка, куда местные жители приходят в национальных костюмах.

P.S: Я думаю что таким образом можно поехать и в другую часть Норвегии, например в район Бергена или Трондхейма и понырять там в Норвежском море, фьoрды там еще круче, чем на юге Норвегии.

http://www.diveralex.narod.ru/

Похожие материалы: